Кто сказал, что страсть опасна, доброта смешна?! Кто сказал "другие времена"?!


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост

Об украинском языке и его значении, плюс опрос.

Как я заметил снова пошла волна в сети по поводу языкового вопроса.


Причем уклон волны и ее направление - совсем иные, чем ранее. Совсем недавно мы гордились своим двуязычием, что нам все равно на каком языке кто разговаривает - на русском или украинском. Теперь идет серьезное давление со стороны правого и ультра-правого украинского крыла про чуть-ли не насильное обучение украинскому языку прохожих на улице. И другие вещи, которые явно не пойдут на пользу Украине. Давайте попробуем без эмоций разобраться - кто прав и какая позиция наиболее аргументирована.

Условные правые часто приводят один аргумент - мол если бы нас послушались (это о полной украинизации насильственными методами) то не было бы проблем с сепаратизмом. Мне кажется, что эта проблема от такого подхода настала бы только быстрее, но в любом случае все это напоминает крики слопатоедов про то, что если бы не Майдан, Порошенко победил бы на выборах и все в Украине было бы зашибись, включая Крым и Донбасс. Никто не знает, как бы оно было, поэтому я не готов признать это аргументом.

С другой стороны давайте посмотрим, что такое язык. Не надо недооценивать его значение и важность. Язык это набор, условно говоря, образов, сопровождавших конкретный народ в течение истории. Если народ занимался больше земледелием, появлялись слова для обозначения таких понятий, которых нет в языке народа, например, занимавшегося, в основном, охотой. Так же и касательно отношений и мировоззрения - все это закодировано именно в языке, так же как сами понятия добра и зла, их точка отсчета. Если в языке нет слова "раб", то нет и самой концепции рабства у народа, на этом языке говорящем. Если в языке почти все слова, обозначающие обман, имеют слегка веселый оттенок - не жди от его носителя честности и соблюдения договоренностей. Когда мы учим язык до уровня, который позволяет хотя бы понимать на нем без напряжения, мы вместе с ним принимаем и базовые ценности, мировоззрение народа, его создавшего. Поэтому и говорят: "Ты столько раз человек, сколько языков ты знаешь" - люди давно это заметили. Так что вопрос о необходимости знания каждым гражданином языка своей страны является для меня полностью закрытым. Даже приезжие, претендующие на гражданство должны учить язык - ты не можешь нормально жить с народом, если не понимаешь его особенностей и никакие переводчики тебе не помогут - только знание языка. Древние это хорошо знали и всегда пытались уничтожить именно язык покоренных народов, понимая, что с ним умрут и традиции и все иное, делающие этот народ народом. А насадив свой язык можно растворить чужой народ в своем.

Так что, спросите вы меня на этом месте - выходит правы правые? И левы левые? Не совсем. Не надо путать цели и пути их достижения.
Пока у нас в доказанных целях есть необходимость знания украинского языка на нативном уровне всеми гражданами страны. Отсюда можем сделать несложный логический вывод - государственный язык должен быть один и он должен быть украинским. Почему один? Потому что если позволить больше, это позволит людям не знать украинский, а это, как мы уже доказали, неверно. В регионах компактного проживания надо разрешать второй язык - для обучения в школах, для надписей и объявлений, возможно, для местного деловодства, не выходящего за пределы региона. Но знание украинского там должно быть обязательным.

Итак, цели понятны. Вопрос с путями. И вот тут наши правые приносят больше вреда, чем пользы. Не устаю повторять фразу моего мудрого папы - "Все мы по воспитанию коммунисты. И действуем теми же методами". Кажется, давно всем понятно, что нельзя насадить ничего из-под палки. Потому что под принуждением учат всегда хуже, чем мотивированные положительно. Кажется, это логично, но все равно тех, кто действует по-коммунистически дохренища. А скажешь им об этом - истерика и комплексы. Кто-то умный когда-то это понял и отменил повальную и принудительную украинизацию начала-середины 90-х. Украинизацию, которая проводилась так грубо, что сделала своими противниками всех, кого я знал на тот момент. Потом, повторюсь, попустило, стало мягко и ненавязчиво и Киев из русскоязычного города стал двуязычным. Как по мне перелом наступил вообще тогда, когда начали выходить отличные украинские переводы к мультфильмам. Первыми были, кажется, "Тачки" - когда я впервые заметил в кинотеатре очереди на сеансы с украинским переводом и полупустые залы с переводом русским. А теперь тренд "заставить" снова набирает обороты. Есть ли этому оправдания и могут ли быть? Или просто кто-то отлично знает, какой вред это приносит и проводит нужную ему политику чужими рукми? Или не всегда чужими?

Тут хочу обратиться к искренним патриотам. Тем, кто считает Украину политической нацией с европейскими ценностями и желает ей процветания. Мы все на однй стороне. Мы все желаем Украине цвести, даже если считаем, что для достижения этого надо идти разными дорогами. Обсуждение этих путех и есть демократия. А называть друг друга врагами из-за иной точки зрения - коммунизм. Для меня есть только один вид друзей и врагов. С одними мы, если так получится, будем сидеть в одних окопах, а с другими - по разные стороны фронта. И все.

Давайте вспомним самые известные случаи восстановления языка. Чехия, чешский язык. К моменту начала его спасения население Праги и прочих крупных городов на 99% говорило и понимало ТОЛЬКО на немецком. Израиль, иврит. К моменту начала восстановления на нем не говорил практически никто (не путайте с идишем - они совсем разные). При этом основа восстановления - никакого давления, языковая политика государства, мода среди молодежи и среднего поколения. При этом старшее и среднее поколение, как правило, продолжало говорить на привычном языке, но новые поколения говорили на нем все больше и больше. Теперь давайте зададим себе вопрос, даже два: настолько ли плоха ситуация в Украине? Думаю, тут явно ответ "нет". Тогда, может, тенденция отрицательная? Вопрос спорный. Я провел тут опрос окружающих (вы, кстати, можете тоже присоединиться к нему в конце поста) и большинство говорит о том, что тенденция в пользу украинского языка. Как видим, ни ситуации, в которой надо принимать отчаянные шаги у нас нет, ни, что самое важное, нет никаких примеров, что надо действовать коммунистическими методами, насилием.

Но правые кричат - надо язык спасать, его гнобят и уничтожают. И приводят примеры и статистику. Я вам так скажу, известная поговорка говорит: факты - упрямая вещь, но статистика гораздо сговорчивее, что давно показано на примере огурцов, а примеров я вам могу привести много с любым смыслом. Недавно мне присылали пример, что, мол, украиноязычному дали по морде русскоязычные за то, что тот им ответил на украинском. В итоге выяснилось, что вопрос был из серии "Закурить не найдется?" А ответ, как вы понимаете, мог быть на любом языке, это никак не изменило бы ситуацию. Гопота в качестве доебаться использует любые "аргументы" - язык, рост, не туда посмотрел и т.д., хотя ни один из них не имеет никакого отношения к их простой истинной цели - собственно, доебаться. И все. Просто по их джентльменскому кодексу так принято. Правые же все эти примеры записывают на счет языка или национальности, прям как черные в США - чуть замечание сделал - он уже орет про расовые притеснения. Я живу в этой стране и не могу сказать, что надо язык прямо таки спасать. Куча русскоязычных знакомых перешло сознательно на украинский. В Киеве все чаще его слышно на улицах.

Впрочем, мы хотели поговорить о пути. Для этого мы определили точку - каждый гражданин должен понимать украинский язык. Но разве сейчас этого нет? Не думаю, что вы найдете в Украине хоть одного, кто не понимает украинского, и, следовательно не носит в голове матрицу украинсчких ценностей. Доказательств этому - море. Это и поведение крымской ваты, которая, сообразив, что попала в жопу не молчит, как принято у настоящей российской ваты, а пробует что-то делать - митинги и прочее. Это следствие украинской матрицы поведения, следствие знания языка, хоть не очень хорошего. Аналогично сепаратисты на Донбассе не настолько склонны к немотивированной жестокости, как понаехавшая русня. Это тоже следствие украинской матрицы. (Не надо только думать, что я оправдываю тех или других, в данном случае они нам нужны как белые мыши биологу - для опытов по проверке реакции).  Выходит, минимальная цель достигнута, самая важная - украинское мировоззрение прочно сидит в каждом из нас.

Как искренний человек, я не могу отметить неизученность вопроса, какую сторону выберет человек в противостоящих концепциях двух языков, которыми он владеет. Думаете, ту, каковой язык он знает лучше? Мое мнение - добро и зло не просто разные знаки. Наш мозг хорошо определяет их - не зря, люди делающие зло ищут для себя оправдания, а люди, вершащие добро - нет. Поэтому и мозг выбирает добро там, где у него есть выбор, как бы наивно это ни звучало. Поэтому из всех личностей, сформированных внутри нас языками мы берем лучшее. Впрочем, в любом случае даже самые упоротые не требуют, чтобы украинцы знали ТОЛЬКО украинский язык.

Правые говорят - есть проблемы на телевидении и радио. Да, есть. Не думаю, что кто-то с этим будет спорить. Надо чистить эфир от нелепых российских сериалов с их ментальностью - о хороших бандитах, о справедливых ментах, вершащих свой суд, о девушке из деревни, которая может найти себе богатого хозяина мужа. В конце концов, нам в их мифологии уготована участь хохла-предателя или хохла-смешного жадины - и это еще ДО майдана. Что будет дальше - боюсь представить. Там есть свои вопросы. Запрещать выборочно - просто путь к коррупции. Запретить все российские сериалы? Та я только за. Но.
1) Фильм с украинскими актерами, сценаристом, режиссером, снятый в Украине на российские деньги он чей?
2) Фильм, снятый в Украине на украинские деньги с украинским сценарием но с российским режиссером он чей?
3) Фильм, снятый в Украине на украинские деньги с украинскими актерами но с российским сценарием он чей? И как доказать, что сценарий российский, если его написал гражданин Украины, ватник, живущий давно в россии?
Больше того - мы же о языке, да? Вот, ICTV выпустил кучу условно украинских сериалов - большая часть тупо перелицовка российских. На русском языке. Легче? Не думаю.
Вот куда надо давить - СМИ. А как давить? Требовать принятия законов. Каких? Брать и разрабатывать. Да, самим. Вот, в Исландии целую Конституцию народ накатал. Займитесь делом, а не третированием людей, большинство из которых - патриоты. Потому что вы не едете в ЛДНР и Крым насаждать язык, вы его на патриотичной стороне насаждаете, ага.

Итак, выводы.
Использовать методы давления на уровне простых граждан не просто не имеет смысла, но и бесконечно вредно. На своем примере - после нашествия вышиватников в комментарии последних постов я очень хотел официально завить, что отказываюсь использовать украинский язык - в знак протеста против самодурства. Но потом рассудил, что не дам рулить собой идиотам. А вот многие именно так и делают - на подсознании и без громких заявлений. Поэтому если вас действительно беспокоит судьба языка - принимайте на вооружение нормальные методы. Боритесь за нормальный закон о СМИ. Пусть будут какие-то преференции украинскому контенту, например, финансовые. Создавайте высококачественный контент на украинском - дети, которым читают в детстве хорошие украинские сказки, которые потом будут читать хорошие украинские книги - они будут сами говорить на украинском. Но не ебите мозги обычным людям. Если вас, конечно, интересует результат, а не собственные комплексы.

Тем, же, которые меряют патриотизм разговором на украинском, вам, которые прячут ничегонеделание за лживым патриотизмом, которые мешают работать настоящим патриотам, в общем, вам, вышиватникам, я скажу - идите к Анне Герман. Мало кто решится сказать, что она плохо говорит на украинском. Пусть она для вас будет идеалом патриота. Для меня же такие как она - идеал путинской "консервы". Прекрасный инструмент для разрушения гражданского общества Украины.

Как вы считаете, украинский язык в быту за последние два года:

Стал более распространенным
143(64.7%)
Стал менее распросраненным
14(6.3%)
Не поменялся
31(14.0%)
Я не из Украины и не в курсе
33(14.9%)

Надо ли жестко насаждать язык среди населения?

Да, надо, не смотря ни на что
17(7.7%)
Нет, надо действовать мягко через СМИ и законы
150(67.9%)
Не надо вообще ничего делать
25(11.3%)
Я категорически против украинского языка
14(6.3%)
Я не из Украины
15(6.8%)

Тот, кто говорит на русском

Не может быть патриотом Украины
14(6.5%)
Язык не имеет значения
184(84.8%)
Я не из Украины
19(8.8%)



Hasta la próxima, amigos!
Así que venceremos!


Если у вас появилось непреодолимое желание добавить меня в друзья, тыц сюда. :))))
Дорогие гости! Дабы не быть забанеными сразу и не бегать потом с траурными воплями про плохого меня, большая просьба перед написанием первого каммента потратить чуток времени и прочесть верхний пост и правила блога в нем, что, несомненно, послужит делу
взаимопонимания и пресечения ненужных обид. Заодно узнаете, кто я и почем почему. Сердечное спасибо!


Последние записи в журнале


промо a_s_k_e_t июль 25, 2015 18:50 11
Разместить за 200 жетонов
Всім привіт. Чи є у вас власна справа? Або ви - менеджер в компанії, яка працює на загальний ринок? Новий сервіс, незвичайний ресторан, що-небудь ще? Можливо, ви надаєте послуги? Вам не вистачає клієнтів? Асоціація Незалежних Блогерів України вам допоможе! Сміливо звертайтесь до нас і ми…

xoma_xoma 8 февраля, 2016
По второму вопросу думал между вторым и третьим ответом. Ответил таки "три", ибо, как мне кажется, необходимые законы уже есть. Остальное -- дело самосознания, самоосознания и самообразования.

lorer_denis 8 февраля, 2016
По сути с выводами согласен.
ИМХО, никто не имеет права указывать мне, на каком языке мне общаться в быту. Хоть на китайском. С другой стороны, нам обязательно нужен, как в Прибалтике в 90-х, экзамен по украинскому языку за право называться гражданином Украины и иметь право голоса на выборах. Хватит нам сограждан с челюстями не той системы, накушались. По сериалам и иному видеоконтенту нужна комиссия, имеющая в своем составе представителей общественности, по типу тех, которые в Киеве сейчас милицию переаттестовывают.

redis 8 февраля, 2016
В Прибалтике не было такого экзамена. Можно быть гражданином Латвии/Эстонии не зная ни слова по латышски/эстонски, если гражданство получено автоматом.

Экзамен на язык есть только при получении гражданства лицом, не являющимся гражданином государства

v_nica 8 февраля, 2016
думаю, насильно треба діяти тільки з радіо/газетами/ящиком
тому що кількість україномовного там здебільшого мала, а в певних випадках взагалі відсутня.
і діло не в тому що ніхто не замовляю українське... нема що замовляти(((

Edited at 2016-02-08 07:58 (UTC)

mr_xo 8 февраля, 2016
ви інтернет пропустили

levkonoe 8 февраля, 2016
Третий блок сформулирован недостаточно, пришлось проголосовать не за свой вариант (хотя я сама говорю на русском), потому что остальные еще более не мои. Между "русскоязычный не патриот" и "язык вообще не имеет значения" должен быть еще промежуточный вариант какой-то.

Конечно, больше всего за "язык не имеет значения", и это после всего, что между нами было. Печально, девушки. Печально.

lenaku2000 8 февраля, 2016
А мне во втором блоке не хватило "улучшения или совершенствования преподавания украинского языка". Вот этой стороне украинизации совершенно не придаётся значения, сколько я ни читаю аргументов от сторонников "всех заставить".

Я, абсолютно російськомовна від народження, з російськомовної родини і російськомовного регіону України, мову вивчала лише у школі, не чуючи її більше ніде. Все, що я маю, я отримала від моєї чудової вчительки, їй я вдячна все моє життя. Вдосконалювати освіту вчителів української мови для вдосконалення вивчання мови у школах.

Я считаю, что только таким путём мы достигнем положения, когда "великим и могучим" станут называть не русский, а украинский язык. Ну хотя бы мы сами станем называть.

cyanblack 8 февраля, 2016
Полностью согласен, особенно на фоне того, что в последнее время реально некоторые юзеры ЖЖ двигают идеи писать только на украинском. И никаких аргументов не принимают - переучивайтесь и всё, мол.
1. Полагаю, что человек должен общаться на том языке, который в данный конкретный момент подходит, чтобы лучше выразить мысль. Где бы он ни жил.
2. Кроме того, являясь наследницей основателя того, что сейчас называется русским языком, культура Украины не обязана отказываться от продукта, в производстве которого участвовала. Потому грамоту на те территории внедрили, но логики в том, чтобы отказываться от неё самим, я не вижу.
3. Для любого хорошего дела нужны, прежде всего, условия и ни в коем случае не стерильность. Нужно популяризовать через востребованный продукт, а не начинать что-то там запрещать - в запретах куда больше кацапства, чем в русском языке.

mr_xo 8 февраля, 2016
1. Дурня. Нема словарного запасу - нема й думки тою мовою. Нема одномовного опонента - нема й нагоди йому донести ту думку. Тому чим білш мов знають учасники діалогу, тим більш шансів порозумітися. Все інше - од лукавого.
2. Пропустимо. Тут такі обороти шо плакати хочеться. Щось розумне, але наверчене.
3. Через рекламу й проводять. Реклама найпотрібніший продукт наразі. ))) А наука - у дупі, та технології будемо вчити або англійською або русько-китайською, це коли "моя своя болта в гайку пхай пхай" )

liubovmilich 8 февраля, 2016
всё же молодцы те, чьи посты в ленте - по-украински.
спасибо, люди. )

в условиях, когда парней из Украины убивают именно "носители русского языка" - патриоты обязаны сделать выводы.

kremlgaz 8 февраля, 2016
убиваемые парни из Украины - тоже носители русского языка.
Значит, грань где-то в другом месте.

e_1_off 8 февраля, 2016
Треба просто "легалізувати" в культурному полі поняття "російськомовний українець" та "російськомовна українська культура". Ані англомовним індусам, ані англомовним ірландцям їхня англомовність не заважає бути індусами та ірландцями. До того ж це нанесе потужний удар по типовому кацапському тролячому "а чєго ето ти парускє пішіш. хахол?".

І плачі в дусі "українська мова гине" я вважаю облудними політичними спекуляціями. В Україні повно людей, які розмовляють українською не тому, що прийняли вольове рішення нею розмовляти, а тому що це їхня звична повсякденна мова з дитинства. Ніхто не забороняє української мови в пресі, на телебаченні, в школах на університетах. Мова яка одночасно існує і на побутовому і на інстітуціональному рівні загинути не може. Тим більше не є для неї загрозою існування інших мов.

mr_xo 8 февраля, 2016
Скоро усі обрусіють без усяких заборон. Схід та центр убрусів вже давно. Інформаційна ера доб'є й Захід. І цей клятий апостроф на англійській розкладці.

cosmogood 8 февраля, 2016
я говорю на русском, легко говорить на украинском когда живешь во Львове. там подстраиваешься, переходишь на украинский. а у нас (Днепроп.обл.) все говорят на русском. и сам с детства привыкаешь говорить на русском.

a_ehrlich 8 февраля, 2016
Наверное потому, что вы все там русские.

sgt_deppers 8 февраля, 2016
От що цікаво. За двадцять п"ять років незалежності питання мови тільки вийшло на новий виток щодо "захисту прав російськомовних". Невже цього часу не вистачило, щоб навчитись хоча б писати українською?

Щодо вживання мови (чи "язика") у побуті. У таких містах як Київ (чи Одеса, чи Дніпро тощо) підійдіть до будь-якої звичайної школи та прискіпливо послухайте, як розмовляють діти. Саме ЯК. І справа не тільки у "язику", який у цих дітей далекий від Чехова, а у самій манері спілкування. Теж саме можна сказати і за ВУЗи. І ви хочете сказати, що більшості цим дітям, коли вони виростуть, буде не байдуже, яка мова у державі?

І на останок. Якщо ви так пишаєтесь своєю "двомовністю", то почніть писати (хоча б інколи) українською. А україномовні почнуть вам відповідати на "язике". Це будуть хоча б рівні умови. Або тоді перестаньте пишатися своєю "двомовністю". І це буде чесно.

ПС. "Як я приїхала з Казахстану і вивчила українську за півроку": http://life.pravda.com.ua/columns/2016/02/7/207734/

Edited at 2016-02-08 09:30 (UTC)

a_s_k_e_t 8 февраля, 2016
Я вам так отвечу. Вы просто не пишите тексты.

Если бы писали, знали бы, что написать текст с душой и перевести его на другой язык нельзя. Фигня получится.

Мои украинские тексты все неживые сразу.

Вот не получается. Хотя иногда пишу. Сьели?

На счет школ могу сказать - моя дочь учится. Нормально разговаривают на обоих языках. Учителя - только на украинском, дети кто как хочет. 50/50.


a_ehrlich 8 февраля, 2016
Эге! Так я, выходит, не москаль?!

(Удалённый комментарий)
yyamaa 8 февраля, 2016
а слабо было текст под кат поставить?

teledron 8 февраля, 2016
а нахуя тут в жж такие пидоры, которые постят на мове? нах на цензор или в АТО

teledron 8 февраля, 2016
не на мове

?

Log in

No account? Create an account